Как правильно делать детям замечания
Как правило, все родительские, да и не только, замечания начинаются с частицы "Не": Не кричи – Не бегай – Не трогай – Не ври – Не ходи грязный – Не разбрасывай игрушки – Не валяй дурака.
Однако дети часто совершенно не реагируют на них?
В литературе о детской психологии очень часто можно встретить утверждение, что ребенок просто не слышит частицу "НЕ".
Другие источники утверждают, что замечания, которые начинаются с частицы «Не» требуют от ребёнка двойного осмысления. Вначале он должен понять: «Что взрослый хочет, чтобы я НЕ ДЕЛАЛ» и только затем ребёнок должен додумать сам: «Что взрослый хочет, чтобы я ДЕЛАЛ». Это довольно сложно и запутанно для маленьких детей.
Так или иначе, но для ребёнка гораздо проще, если он слышит от взрослого сразу же прямое указание или просьбу о том, что ему следует делать сейчас.
Большое количество фраз, которые начинаются с «Не» психологически дестабилизируют ребёнка. Если вы сами в течение дня будете постоянно слышать в свой адрес слова и фразы, которые имеют негативную окраску и несут ограничительно- запретительный смысл, вас это тоже быстро дестабилизирует. Именно так часто чувствуют себя наши дети, когда постоянно слышат обращённые к себе фразы с частицей «не» На что обратить внимание?
Из отрицания нежелательного действия старайтесь сделать призыв к желательному действую.
На самом деле, это совсем не сложно. Формулируйте свои фразы, обращённые к ребёнку, без частички «не», без отрицания.
Используйте в самом начале вашей фразы глагол в повелительном наклонении, который объясняет ребёнку, что сейчас нужно сделать.
– Говори тихо (вместо: «Не кричи»)
– Сложи свои игрушки в коробку» (вместо: «Не разбрасывай игрушки»)
– Помой ручки с мылом (вместо: «Не ходи с грязными руками»)
– Давай подумаем, что тут можно сделать (вместо: «Не ной!»)
– Расскажи мне, как было на самом деле (вместо: «Не ври» )
– Пожалуйста, ходи по дому медленно и спокойно (вместо: «Не бегай по дому»)
– Держи рот закрытым, когда жуёшь (вместо: «Не жуй с открытым ртом»)
– Положи нож на стол, возьми вот этот, маленький.
В примерах, приведённых выше, ребёнок чётко и ясно слышит от вас, что ему нужно сейчас сделать, что вы от него сейчас хотите.
Ему проще следовать именно таким фразам, чем фразам, описывающим, что ему делать не нужно.
|